riftsh: (Default)
Add MemoryShare This Entry
posted by [personal profile] riftsh at 11:33pm on 16/06/2025 under ,

По-моему, есть очень немного тем, по которым российские СМИ на родине и в изгнании, находят общий язык. Одна из них, похоже, Израиль. Так, например, сегодняшний заголовок на сайте Медуза, "Премьер-министр Израиля Нетаниягу ведет войну, чтобы сохранить свою власть?" трогательно совпадает с заголовком двухмесячной давности на сайте Republic.ru "Светлый путь Нетаньяху, темный путь Израиля. Как премьер-министр выбирает путь войны и противостояния, чтобы укрепить личную власть".

В сегодняшнем материале Владислав Горин начинает свой подкаст красноречивым вступлением:

И под этим выпуском в комментариях в любом случае будет сказано, что слишком левые вы или слишком правые, как смеете вообще про наш Израиль? Так всегда бывает с выпуском на темы, которые связаны с этой страной, в которой живёт множество выходцев из бывшего СССР, включая последнюю большую волну иммиграции после 2022 года. При всём уважении к этой аудитории, тем, кто слушает нас в Израиле, у нас есть и другая большая часть. Это те, кто живёт в России и других странах, следит за израильской политикой постольку поскольку. Есть ощущение, многим из них интересно следующее: часто можно услышать, как нынешняя война, точнее серия войн, серия конфликтов по границе вокруг Израиля, проводимые Израилем кампании являются едва ли не единственным способом удержаться у власти и избежать ответственности, как политической, так и уголовной, для действующего главы правительства Израиля Биньямина Нетаньяху, как нечто [само] собой разумеющееся.
На всякий случай, если кто-то вдруг запутался в слишком большом числе плохо согласованных придаточных предложений в этой цитате. Интересная часть здесь - это не Нетаньяху и антисионизм, и не общая бредовость, а совершенно откровенный, дистиллированный антисемитизм классического разлива: разделение аудитории на чистую и нечистую по чисто национальному признаку (идеологические право-левые различия специально исключены в явном виде). Резюме этого абзаца - "при всём уважении к евреям, наши материалы не для вас" - во многих юрисдикциях могло бы легко послужить основанием для потери СМИ лицензии.

Соседний материал Медузы на эту же тему был опубликован позавчера: "Уничтожить иранскую ядерную программу невозможно. Зачем тогда Израиль атакует? И почему именно сейчас?" В нем эксперт по ядерной политике Ирана Дарья Должикова объясняет, что атаковать Иран неправильно, а вот договор 2015 года был правильным, и вообще Иран не производил ядерное оружие и неизвестно собирался ли. Но самая впечатляющая деталь содержится в одном коротком предложении:

В свою очередь, разработка иранского ядерного оружия во многом вызвана угрозой, которую для них представляет израильская ядерная программа.
Это чрезвычайно интересная мысль, которую Дарья Должикова должна была разъяснить. А если она забыла, то интервьюер, Микита Кучински, должен был ей напомнить. А так нам приходится догадываться. Может быть это потому, что Израиль в лице своих высших руководителей 45 лет угрожает стереть Иран с лица земли? Или потому, что Израиль создал и вооружил до зубов террористические армии вдоль всех иранских границ, которые десятилетиями развязывали войны и теракты в Иране? Или почему-то еще?

Ответы на эти вопросы чрезвычайно важны. Потому что иначе, полностью легитимным по отношению к Медузе будет канонический вопрос дворецкому: "А почему же они протестуют?" Как и канонический ответ на него.
There are 48 comments on this entry. (Reply.)
 
posted by [identity profile] lj-frank-bot.livejournal.com at 03:34am on 17/06/2025
Здравствуйте!
Система категоризации Живого Журнала посчитала, что вашу запись можно отнести к категории: Политика (https://www.livejournal.com/category/politika/?utm_source=frank_comment).
Если вы считаете, что система ошиблась — напишите об этом в ответе на этот комментарий. Ваша обратная связь поможет сделать систему точнее.
Фрэнк,
команда ЖЖ.
 
posted by [identity profile] xxxxx.livejournal.com at 05:02am on 17/06/2025
Никакого анти-вот этого самого в длинной цитате нет. Это как с Путиным: и так дрянь, зачем несуществующие рога приписывать
 
posted by [identity profile] riftsh.livejournal.com at 05:28am on 17/06/2025
Я полностью согласен с тем, что многие слова и понятия допускают разнообразные способы их спаривания и одни и те же вещи и явления можно называть разными именами.

В данном случае автор в первых строчках своего текста превентивно посылает своих потенциальных еврейских читателей. Для удобства я называю это антисемитизмом. Многие авторитеты со мной согласны и именно так определяют антисемитскую дискриминацию.
 
posted by [identity profile] michk.livejournal.com at 06:56am on 17/06/2025
Во-первых, не еврейских, а израильских, а во-вторых, воля ваша, конечно, можно что угодно называть как угодно, но смысл при этом теряется.
 
posted by [identity profile] xxxxx.livejournal.com at 07:47am on 17/06/2025

неудобно как-то адвокатировать всякую дрянь, но всё ж: автор посылает именно израилепроживающих читателей, причём не по причине их еврейскости, а по очевидной причине их понятного отношения к этому вооружённому конфликту и понятного соображения, что сложно отстраниться и посмотреть со стороны когда на тебя валятся баллистические ракеты и ты по ночам бегаешь в подвал по три раза вместо спанья. Если бы автор был не гандон, на этом месте мог бы быть маленький кусочек эмпатии по этому поводу, но и без этого никакого антисемитизма тут нет. Более того: готовность во всякой фигне этот анти-хххх обнаружить, таки мешает восприятию

 
posted by [identity profile] riftsh.livejournal.com at 04:09pm on 17/06/2025
В моем прочтении автор и меня посылает, хотя я в Израиле никогда не проживал. И не только меня: я еще 2-3 таких же знаю. Кроме того, Израиль ведь еврейское государство, n'est-ce pas? И поскольку его арабских граждан среди читателей Медузы очень немного, то опять же речь идет об евреях.
 
posted by [identity profile] xxxxx.livejournal.com at 04:11pm on 17/06/2025
Расщепление волоса не очень способствует нахождению истины. По какому параметру автор вас послал?
 
posted by [identity profile] riftsh.livejournal.com at 04:21pm on 17/06/2025
Я не отношусь к "другой большей части", характеристики которой указаны в тексте.
 
posted by [identity profile] xxxxx.livejournal.com at 05:08pm on 17/06/2025
«те, кто живёт в России и других странах, следит за израильской политикой постольку поскольку» — эта группа к которой вы не принадлежите? В ней полно евреев кстати, я знаю дофигище. Как же так, эти евреи не считаются?
 
posted by [identity profile] riftsh.livejournal.com at 11:07pm on 18/06/2025
Я Вам уже намекнул в предыдущих комментах: чтобы доказать, что ты антисемит, совершенно необязательно расписаться в нелюбви ко всем евреям. Выборки вполне достаточно.
 
posted by [identity profile] xxxxx.livejournal.com at 11:43pm on 18/06/2025
Максимально размыть какое-то понятие = сделать из термина ругательство. Ради бога конечно
 
posted by [identity profile] amado.livejournal.com at 05:15am on 17/06/2025

Вы совершенно правы насчёт антимемитизма. Само обсуждение темы противостояния И - И с таким вниманием, возбуждением, рассматривание под различными аспектами, типа того, убивают учёных(!) и т.п - это от того, что у наблюдателей чешется антисем. Не хочется повторять общие места о конфликтах в других о
регионах, о том, что США лишь по одному подозрению бомбили Ирак и т.п. Все помалкивали, а тут же можно волю себе дать! Повод-то какой!
Сорри, если слишком эмоционально выступила, достали...

 
posted by [identity profile] riftsh.livejournal.com at 06:00am on 17/06/2025
Да, именно так.
 
posted by [identity profile] inoy-dmitriy.livejournal.com at 05:20am on 17/06/2025
Как говорила моя знакомая, если тебя один человек назвал дураком, отмахнись.
Если несколько, задумайся.
Возможно, раз разные политические СМИ пишут об одном и том же, это реальность?
Как и практически фашисткая политика Израиля?
Замечу, что Иран и Израиль похожи — обе страны существуют на религиозной основе.

И ещё — ваши суждения, очевидно, необъективны и пристрастны. Как и мои о России.
 
posted by [identity profile] riftsh.livejournal.com at 05:49am on 17/06/2025
Фраза "фашистская политика Израиля" объективно и беспристрастно характеризует ее автора, но публикация этой характеристики нарушила бы правила этого журнала.
 
posted by [identity profile] tamgdenasnet.livejournal.com at 05:46am on 17/06/2025
Так случилось, что сегодня я случайно прослушал этот подкаст и соглашусь с другими комментаторами, что ничего криминального ведущий не сказал. Смысл однозначно был "как бы пристрастно не относились русские израильтяне к этой теме, мы всё равно её обсудим, так как остальным русскоязычным тема тоже интересна".
На вопрос в заголовке положительно отвечали около половины жителей Израиля, по крайней мере, до начала войны с Ираном, так что криминала нет и в нем, особенно в виду того, что ведущий как раз и обсуждает со своей гостьей ответ на этот вопрос. Гостья, будучи скорее всего левой, ведёт себя предельно корректно.
 
posted by [identity profile] riftsh.livejournal.com at 05:59am on 17/06/2025
Про криминал я тоже не говорил.

В процитированном тексте помимо разделения аудитории есть еще и "серия войн, конфликтов и кампаний, проводимых Израилем", четко подразумевающая, что Израиль их инициировал. Для моей классификации достаточно любого из этих компонентов.
 
posted by [identity profile] tamgdenasnet.livejournal.com at 06:19am on 17/06/2025
Про то, кто инициатор, это ваша интерпретация, я боюсь. Израиль участвует или недавно участвовал в конфликтах с Ираном, Сирией, Ливаном, Газой, Йеменом, плюс операции в Иудее и Самарии. Это достаточно нейтральное утверждение, как и то, что высказал ведущий.
Мне кажется, вы вольно или невольно подтверждаете его слова :).
И ещё, если бы вы не использовали слово "антисемитизм", а товарищ выше — "фашизм", надежда на содержательную дискуссию была бы чуть выше.
 
posted by [identity profile] riftsh.livejournal.com at 06:31am on 17/06/2025
С моей точки зрения использование слова "антисемитизм" для описания антисемитизма вносит неоценимый вклад в содержательность дискуссий.

Про инициаторов я не понял. На всякий случай еще раз: инсинуация о том, что Израиль начал войну в Газе, которая содержится в тексте, достаточна для классификации этого текста как антисемитского.
 
posted by [identity profile] tamgdenasnet.livejournal.com at 07:08am on 17/06/2025
С первым абзацем сложно поспорить. Мне, правда, кажутся бессодержательными практически любые дискуссии об антисемитизме :). Как, впрочем, и о расизме и правах сексуальных меньшинств.

Ещё раз повторб, что не вижу в словах ведущего намёк на то, что войну в Газе начал Израиль.
 
posted by [identity profile] riftsh.livejournal.com at 07:18am on 17/06/2025
Если война является единственным способом удержаться у власти и избежать уголовной ответственности, то разве элементарная логика не подсказывает нам, что она развязана интересантом этих эффектов? Или это Хамас хотел удержать Нетаньяху у власти и освободить от тюрьмы?
 
posted by [identity profile] tamgdenasnet.livejournal.com at 04:12pm on 17/06/2025
Элементарная логика (вместе с бритвой Оккама) подсказывает любую информацию воспринимать буквально и не делать никаких дополнительных предположений, пока без них можно обойтись.
 
posted by [identity profile] riftsh.livejournal.com at 04:22pm on 17/06/2025
respectfully disagree
 
posted by [identity profile] idelsong.livejournal.com at 06:09am on 17/06/2025
Они в последнее время значительно расчехлились в смысле антисемитизма. И я этому рад: в моей картине мира естественно, чтобы фашисты были еще и антисемитами. "А нам, евреям, повезло".

Но за последний день, кстати, злорадство было потеснено откровенной завистью. Это комментарии к статье во "Взгляде" - по-моему, лучший способ увидеть vox populi.

Picture1
 
posted by [identity profile] riftsh.livejournal.com at 06:38am on 17/06/2025
Про комментарии на сайтах СМИ я согласен: несмотря на нерепрезентативность, они (коллективно) содержат ценную информацию.
 
posted by [identity profile] idelsong.livejournal.com at 06:49am on 17/06/2025
Чем низкопробнее СМИ, тем информативнее.
 
posted by [identity profile] lev-m.livejournal.com at 06:53am on 17/06/2025
Канонический ответ как нельзя более кстати.
 
posted by [identity profile] riftsh.livejournal.com at 07:20am on 17/06/2025
увы...
 
posted by [identity profile] motek.livejournal.com at 06:58am on 17/06/2025
<<Иран не производил ядерное оружие и неизвестно собирался ли…

В свою очередь, разработка иранского ядерного оружия во многом вызвана угрозой, которую для них представляет израильская ядерная программа.>>

Что это значит? Разрабатывал но еще не производил? Не производил но вынужден начать производить?

Но с Медузой все примерно понятно. Это тн хорошие русские…
 
posted by [identity profile] riftsh.livejournal.com at 07:21am on 17/06/2025
В последовательности их обвинить трудно. (Это относится не только к этим их статьям).
 
posted by [identity profile] raf-sh.livejournal.com at 08:56am on 17/06/2025
Мне кажется, отмена USAID очень ударила по всем этим выстроенным в линию большевистского мессианства доброхотам. Абидно. Остается им только стенать по Тынянову: «просто выразил недовольство миром и тем показал, что мир устроился без него». Но если и искать в этой риторике что-нибудь не совсем запачканное примитивным альфонсианством, то это, скорее, не прямой антисемитизм, а ненависть к политике, основанной на обратной связи с реальностью, а не на ничем не обоснованных амбициях собственного морального и интеллектуального превосходства.
 
posted by [identity profile] riftsh.livejournal.com at 04:14pm on 17/06/2025
Да, очень точно, но и прямой антисемитизм нет-нет да и выглянет в щелочку.
 
posted by [identity profile] raf-sh.livejournal.com at 04:56pm on 17/06/2025
Думаю, у медуз и других подобных говорящих голов антисемитизм не слишком просматривается. Но просматривается аффилированность с вышеуказанным компасом: борьба всего хорошего со всем плохим, самодостаточного deep state с выборной «популистской» демократией, интернационализма с национализмом (особенно успешным) и т. д.
 
posted by [identity profile] tseytlin.livejournal.com at 09:31am on 17/06/2025
Недавно случайно читал интервью с одной девушкой, американской про-израильской активисткой. Ничего особо интересного там не было, просто запомнился один пассаж.

Её спросили: почему российская оппозиция в основной массе так настроена против Израиля?
Она даже удивилась вопросу: ну а как же, они ведь живут и работают на европейские гранты. Что от них требуют - то и пишут.

Ничего личного, business only.
 
posted by [identity profile] raf-sh.livejournal.com at 09:52am on 17/06/2025
:) See my comment above.
 
posted by [identity profile] burrru.livejournal.com at 11:24am on 17/06/2025

Именно так.

 
posted by [identity profile] riftsh.livejournal.com at 04:15pm on 17/06/2025
Да, но я подозреваю, что не только деньги. Иногда еще и от души.
 
posted by [identity profile] tata-akivis.livejournal.com at 10:29am on 17/06/2025
Медуза скатывается всё ниже и ниже...

Потрясающий текст: вы, которые там сейчас под ракетами, отойдите в сторонку, а остальным мы разъясним, почему это происходит (и почему это правильно: сами начали).
Нет-нет, никакого антисемитизма, ах, что вы, что вы, что вы...

Нельзя дополнительно не отметить удивительную сдержанность и корректность хозяина журнала.
От канонического ответа очень трудно удержаться, но я последую хорошему примеру.
 
posted by [identity profile] burrru.livejournal.com at 11:28am on 17/06/2025

Медуза давно уже первая древнейшая.


Кстати, "иноагент" — отличный красный флажок.

 
posted by [identity profile] riftsh.livejournal.com at 04:27pm on 17/06/2025
Про "что вы, что вы" — прямо в точку. Авторы себя антисемитами точно не считают, у них у всех наверняка есть друзья, бабушки и кошки — евреи.
 
posted by [identity profile] yankel.livejournal.com at 02:37pm on 17/06/2025

Ну Медуза — ок. Шагает в ногу с прогрессивной западной общественностью. Просто пересказывает их токинг поинтс, но с легким российским ароматом


 
posted by [identity profile] riftsh.livejournal.com at 04:30pm on 17/06/2025
Если бы только в ногу... Опережать ведь пытаются местами.
 
posted by [identity profile] razielglo.livejournal.com at 03:33pm on 17/06/2025
собственно медуза, как и репаблик, это какбэ публичные сми. приглашают тех, о которых вы написали. нуда есть и такие точки зрения в среди русскоязычных политолухов и экспердов. не вопрос. а есть ли для баланса другие или они однозначно на одной стороне? я их не читал и читать не буду. вам респект и восхищение читать такое. )))
 
posted by [identity profile] riftsh.livejournal.com at 04:31pm on 17/06/2025
Я весь ландшафт там не знаю, но думаю, что серьезный крен есть.
 
posted by [identity profile] pozvonochnoe.livejournal.com at 04:57pm on 17/06/2025
Крен стал очевиден примерно восьмого октября, с тех пор ничего не менялось.
Держат равнение The Guardian.

И почему Вы к ним так строги? Заголовок про Нетаниягу заканчивается знаком вопроса. Люди разобраться пытаются
 
posted by [identity profile] riftsh.livejournal.com at 06:32am on 18/06/2025
Я тоже хотел про Guardian написать в одном из комментов!
 
posted by [identity profile] dyrbulschir.livejournal.com at 03:35pm on 18/06/2025

Guardian куда хлеще.

 
posted by [identity profile] dyrbulschir.livejournal.com at 03:30pm on 18/06/2025
Вы же знаете применение закона Беттериджа применительно к заголовкам? На любой риторический вопрос следует отвечать "нет".

Меня про Медузу не удивляет. Вспомните Доксу.

January

SunMonTueWedThuFriSat
        1
 
2
 
3
 
4
 
5 6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13 14 15 16 17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30
 
31