
Тома Кутюр, Мыльные пузыри, 1859 (Метрополитан, Нью-Йорк)
Отто Шолдерер, Скрипач у окна, 1861 (Штедель, Франкфурт)
(картинки большего размера внизу)
На обеих картинах нарисованы мечтательные мальчики, которые, похоже, полностью потерялись в своих мыслях. Но на этом сходство между мальчиками (и картинами) не заканчивается. Оба мальчика сидят в очень похожих расслабленных позах, полуобернувшись влево. У них похожие прически и похожие белые рубашки. У обоих мальчиков правая рука лежит на бедре в практически идентичном положении: большой и указательный пальцы вытянуты, остальные пальцы полусогнуты, один держит трубку, другой - смычок:

У обоих мальчиков на левом краю письменного стола лежит книга/связка книг. В обоих случаях это с очевидностью учебники. У обоих мальчиков левый ящик письменного стола слегка выдвинут.
В то время (картины написаны практически одновременно) мечтательность не считалась привлекательной или положительной чертой характера. Впрочем, как и во многие другие времена:
Но ты во имя царствия любви меня простишь
за то, что я столь близкий для себя начертал предел.
В то время как другие брали власть, ордена, престиж,
я слишком много думал о тебе - и ничего не успел.
...
И пусть, когда настанет расчёт,
Господь мне не простит, но зачтёт.
А теперь собственно вопрос: как эти художники относятся к своим героям? Кажется ли вам (как мне), что они изобразтельными средствами защищают персонажей от возможных обвинений? Если да, то как?
У этой записи возможно будет продолжение.


(no subject)
Система категоризации Живого Журнала посчитала, что вашу запись можно отнести к категории: Музыка (https://www.livejournal.com/category/muzyka?utm_source=frank_comment).
Если вы считаете, что система ошиблась — напишите об этом в ответе на этот комментарий. Ваша обратная связь поможет сделать систему точнее.
Фрэнк,
команда ЖЖ.
(no subject)
а что до обвинений, ну, предположу отсутствие на лицах персонажей даже тени удовольствия, с которым ассоциируется мечтательность. эти парни, скорее, в трансе, чем в мечтательности.
предметы в руках призваны показать, что погружение в... скажем, задумчивость, кратковременное и лишено праздности, намеренности.
я не знаток, спросили — отвечаю, излагая строго собственное понимание, без претензии на правоту и с готовностью к возражениям)))
(no subject)
(no subject)
Про предметы в руках — присоединяюсь. Хотя название "Мыльные пузыри" — намек на пустопорожность занятия.
(no subject)
Зеркало и открытое окно — символизируют перспективы (молодым везде у нас дорога). Художник намекает: чем бы дитя ни тешилось, а жизнь впереди и даль светла.
(no subject)
Про зеркало интересный вопрос. Я напишу о нем.
(no subject)
(no subject)
immortalité
(no subject)
(no subject)
(no subject)
Художники к своим персонажам относятся замечательно! Мальчик, пускающий мыльные пузыри, трогателен в своём беззащитном возрасте, когда вот-вот играл в мыльные пузыри и вдруг руки опущены, застигнут уже не детскими мыслями, совсем скоро он и не посмотрит на эту забаву, и мы, конечно, чувствуем всю уязвимость этого подростка и тревогу перед взрослым миром.
А музыкант остановился в процессе своих занятий музыкой и отдаётся гармонии музыки, природы за окном, он постарше и уже нашёл своём место в жизни.
Кто же их будет осуждать за это? За осмысление своего бытия? Их и не надо защищать.
Кстати, насчёт удовольствия в мечтах. Ой, сомневаюсь) С удовольствием за девками в бане подглядывают, а когда в себя погружён человек — какое уж тут удовольствие.
(no subject)
(no subject)
Мне не кажется, что мечтательность как-то осуждалась, хоть и косвенно, в романтизме (а картины безусловно той поры). Мечтаешь, ну и норм. Не мечтаешь — чурбан. Но парни просто, я бы сказала, задумались, но буквально на секунду — еще инструменты в руках. А что поза одна и та же, то светлые раздумья обыкновенным образом так и осуществляются — руку опустил, взор устремил, и вперед, думай и размышляй. Не нуждаются они, на мой взгляд, в оправдании.
Окно и небо светлое дарит надежду. У скрипача и так все хорошо, и светлый путь перед ним. Можно и на секунду прерваться.
Чувак с пузырями — это же 100 дней после детства, еще чуть-чуть, и не попузыришь всласть. Бедный подросток! рок-музыки еще не придумали! он это вообразил (мои последние мыльные пузырики!) и ушел в себя. Мне кажется, за надежду там отвечает вьюнок и чуть склоненная голова отрока. И выражение его лица — чудесное — не грустное, не тягостное, но и не радостное. А светлое.
Особенно мне нравится его поза! Я сама всегда так сижу, поджав одну ногу.
(no subject)
(no subject)
(no subject)
Они оба изображены в расслабленный, задумчивый момент.
При этом похоже, они только что, мгновение назад, отвлеклись от своих занятий. На первой картине взгляд у мальчика уже вполне отрешённый, в себя, а мыльные пузыри ещё не лопнули. На второй это менее очевидно, но тоже: ноты раскрыты, скрипка и смычок ещё в руках.
У зрителя (у меня, во всяком случае) тоже создаётся настроение спокойствия и умиротворения.
(no subject)
(no subject)
(no subject)
Но количество мыльного раствора — не единственная разница!
Ну и для полноты картины, загляните сюда (секретное preview).
(no subject)
(no subject)
(no subject)
Вернее сказать, мальчик ли?
(no subject)
(no subject)
(no subject)
(no subject)
(no subject)
(no subject)
Чтобы никто не остался необкраденным, Матисс тоже нарисовал скрипача у окна:
Но как портрет судьбы, он весь в оконной раме
(no subject)
(no subject)
Скрипач на самоизоляции, но радует музыкой соседей