riftsh: (Default)
Add MemoryShare This Entry
posted by [personal profile] riftsh at 01:39pm on 24/06/2018 under

Написанное в 1970 году, как "письмо из VI века в ХХ-й", оно оказалось и письмом из двадцатого в двадцать первый. Наум Коржавин прожил еще полвека, и ко второй половине его жизни строки этого стихотворения оказались даже более приложимы, чем к первой. В русском языке нет слова "contrarian", а оно пришлось бы очень кстати для заголовка интеллектуальной биографии Коржавина. Он любил спорить, и устно, и на бумаге, но останется скорее всего не это, а "приевшейся песни мотив", который поддерживает "хрупкие стенки культуры".

Последний язычник
(Письмо из VI века в ХХ-й)

Гордость,
        мысль,
             красота -
                  все об этом давно отгрустили.
Все креститься привыкли,
                      всем истина стала ясна...
Я последний язычник
                  среди христиан Византии.
Я один не привык...
                 Свою чашу я выпью до дна.
Я для вас ретроград. -
                    То ль душитель рабов и народа,
То ли в шкуры одетый
                    дикарь с придунайских равнин...
Чушь!
    Рабов не душил я -
                     от них защищал я свободу.
И не с ними -
            со мной
                   гордость Рима и мудрость Афин.
Но подчищены книги...
                   И вряд ли уже вам удастся
Уяснить, как мы гибли,
                     притворства и лжи не терпя,
Чем гордились отцы,
                  как стыдились, что есть еще рабство,
Как мой прадед-сенатор
                     скрывал христиан у себя...
А они пожалеют меня?
                   - Подтолкнут еще малость!
Что жалеть,
           если смерть -
                       не конец, а начало судьбы.
Власть всеобщей любви
                     напрочь вывела всякую жалость,
А рабы нынче - все.
                  Только власти достигли рабы.
В рабстве - равенство их,
                        все - рабы, и никто не в обиде.
Всем
     подчищенных истин
                     доступна равно
                                   простота.
Миром правит Любовь -
                    и Любовью живут, -
                                     ненавидя.
Коль Христос есть Любовь,
                       каждый час распиная Христа.
Нет, отнюдь не из тех я,
                        кто гнал их к арене и плахе,
Кто ревел на трибунах,
                     у низменной страсти в плену.
Все такие давно
                 поступили в попы и монахи.
И меня же с амвонов
                     поносят за эту вину.
Но в ответ я молчу.
                 Всё равно мы над бездной повисли.
Всё равно мне конец,
                  всё равно я пощады не жду.
Хоть, последний язычник,
                      смущаюсь я гордою мыслью,
Что я ближе монахов
                   к их вечной любви и Христу.
Только я - не они, -
                   сам себя не предам никогда я,
И пускай я погибну,
                   но я не завидую им:
То, что вижу я - вижу.
                     И то, что я знаю - я знаю.
Я последний язычник.
                   Такой, как Афины и Рим.
Вижу ночь пред собой.
                    А для всех - еще раннее утро.
Но века - это миг.
                 Я провижу дороги судьбы:
Всё они превзойдут.
                  Всё в них будет: и жалость, и мудрость...
Но тогда,
        как меня,
                их растопчут другие рабы.
За чужие грехи
              и чужое отсутствие меры,
Всё опять низводя до себя,
                         дух свободы кляня:
Против старой Любви,
                    ради новой немыслимой Веры,
Ради нового рабства...
                   Тогда вы поймете меня.
Как хотелось мне жить,
                      хоть о жизни давно отгрустили,
Как я смысла искал,
                   как я верил в людей до поры...
Я последний язычник
                   среди христиан Византии.
Я отнюдь не последний,
                     кто видит,
                               как гибнут миры.

1970
There are 18 comments on this entry. (Reply.)
 
posted by [identity profile] jenya444.livejournal.com at 08:26pm on 24/06/2018
<...>За чужие грехи и чужое отсутствие меры
Всё опять низводя до себя, дух свободы кляня<...>

совпадение по ритму с Галичем

<...>За чужую печаль и за чье-то незваное детство
Нам воздастся огнем и мечом, и позором вранья<...>
 
posted by [identity profile] riftsh.livejournal.com at 09:17pm on 24/06/2018
Я думаю, что у Галича прямая реминисценция.
 
posted by [identity profile] egovoru.livejournal.com at 09:52pm on 24/06/2018
"совпадение по ритму с Галичем"

Тогда уж с Пастернаком: "Приедается все, лишь тебе не дано примелькаться...".
 
posted by [identity profile] riftsh.livejournal.com at 03:35am on 25/06/2018
Размер сам по себе нередкий, от "Их Господь истребил за измену несчастной отчизне" до "О Володе Высоцком я песню придумать решил". У Галича с Коржавиным в этих строчках гораздо больше совпадений.
 
posted by [identity profile] raf-sh.livejournal.com at 11:59am on 25/06/2018
Вероятные источники ритма:

БП (1928), как уже упомянуто:
Приедается все,
Лишь тебе не дано примелькаться.

Возможно, ОМ (1931):
Я за это всю жизнь прохожу хоть в железной рубахе...

Золотистого меда струя из бутылки текла...

Ну, и популярный тогда ДК (1938):
Государь приказал.
И в субботу на вербной неделе...

Но совсем неплохо и Бунин вписывается, <1903—1905>:
Две легенды о них прочитал я в легендах Востока.
Милосерда одна: воскрешенные пали в бою.
Но другая жестока: до гроба, по слову Пророка,
Воскрешённые жили в пустынном и диком краю.
 
posted by [identity profile] riftsh.livejournal.com at 02:18am on 26/06/2018
Я имел ввиду, что у приведенных [livejournal.com profile] jenya444 строчек общие не только ритм, но и лексика, структура и семантика, и случайное совпадение всего этого маловероятно.
 
posted by [identity profile] raf-sh.livejournal.com at 06:46am on 26/06/2018
Да, и я про то же. Кроме "Золотистого мёда" и, м. б., "Приедается всё" - приведённые отрывки все в одеждах напористой историко-дидактической баллады. "Сохрани мою речь" заметно выше, неожиданнее, новее, гениальное - ОМ как будто каждый раз сочиняет язык и поэзию заново. Остальные же (не БП, однако) подбирают слова под просодию и запланированный сюжет - подбирают хорошо, грамотно, как гимназисты - отличники или хорошисты - но это не первородство, ритм их тащит. Особенно это торчит у Кедрина.

Но это так, по поводу стихотворения.
О Науме Моисеевиче же сегодня - словами ещё одного современника, и почти тем же размером:

Не облатками белыми
путь мой усеян, а облаками.
Не больничным от вас ухожу коридором,
а Млечным Путем.
 
posted by [identity profile] groningen-sn.livejournal.com at 08:51pm on 24/06/2018
Да, он хороший был. Странно, конечно, потому что пафос комсомольско-молодежный, часто в лоб, а все равно иногда работало.
Ну, и бедняга...
 
posted by [identity profile] riftsh.livejournal.com at 09:20pm on 24/06/2018
Такая эстетика. Он не любил и осуждал всё, что попадало под очень расплывчатую категорию "авангарда".
 
posted by [identity profile] groningen-sn.livejournal.com at 09:25pm on 24/06/2018
Да, я помню. Про арьегард.
И еще, когда Аксенов написал про авангард что-то такое умное и длинное, смешно ему возразил, что тот записал в авангард все свои любимые стихи и прозу, а что не нравится - в обычную и скучную, неавангардную литературу.
 
posted by [identity profile] riftsh.livejournal.com at 03:09am on 25/06/2018
Мне кажется, что для Коржавина (как, кстати, и для Горенштейна с похожей максимой - "Я думаю, что лет через сто авангард окажется арьергардом. Он держится, видно, на каких-то временных успехах") то, что они называли "авангардом", было в первую очередь формой. И именно из-за этого слон казался им деревом.
 
posted by [identity profile] groningen-sn.livejournal.com at 06:30am on 25/06/2018
Так понятно это раздражение. Когда слово "авангард", по мнению многих, автоматически гарантирует человеку талант, след в истории, правоту в жизни (потому что власти тебя не любят, а в России это единственное мерило), то поневоле раздражишься.
И, вероятно, в литературе было хуже, потому что музыканты должны были уметь играть на фортепьяно, а художники уметь рисовать. Я просто вспоминаю людей в Строгановке, там к авангарду никто всерьез не относился.
 
posted by [identity profile] raf-sh.livejournal.com at 12:17pm on 25/06/2018
К сожалению (в смысле - для своего потенциала), он был всегда слишком риторичен, многословен, а это вредит концентрированной силе поэзии. Что поделать, если 40-80% такого текста можно не хуже подать в публицистическом эссе. Впрочем, такое свойство характерно для многих его современников, часто хороших/отличных поэтов. Отсюда, думаю, и нелюбовь многих из них к авангарду, в которой где-то внутри сидит недоверие к слушателю и стремление быть этому слушателю наставником и в эстетике, и в этике, и в политике. И, по понятным причинам, такие тексты статистически востребованнее Мандельштама, поэтика которого направлена на напряжённую работу слушателя.
Светлая память.
Edited Date: 2018-06-25 12:18 pm (UTC)
 
posted by [identity profile] riftsh.livejournal.com at 02:42am on 26/06/2018
Мне кажется (в том числе из-за услышанного от самого Коржавина), что это даже не нелюбовь к авангарду, а скорее "невидение" его. Как если бы этот "авангард" существовал в пространстве большей размерности, и всё, что Коржавин и другие как он воспринимали (а они, конечно, знали и тексты, и авторов) - это "гиперплоские" проекции этого многомерного авангарда на привычную им размерность. Про приверженность к понтификации (не знаю как это будет по-русски;) полностью согласен.
 
posted by [identity profile] raf-sh.livejournal.com at 07:26am on 26/06/2018
Хорошая метафора :)
"Понтификация" - видимо, "помпезность".

Задумался я, как точнее понять отношение НК к настоящему, отборному "авангарду" - вроде Аполлинера, Маяковского. Но наткнулся вот на такое: http://magazines.russ.ru/continent/2002/113/kor.html . По-моему, это ужасно... :)
 
posted by [identity profile] niktoinikak.livejournal.com at 07:23pm on 15/01/2019
!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

Спасибо! Pедко можно встретить такое ясное и откровенное провозглашение сразу 2-х великих истин:
1. "Настоящее искусство, и, собственное единственно достойное этого имени - разгадывание кроссвордов".
2. "Есть быдло, и МЫ, избранные. Все в белом".

Это я произвёл напряжённую работу по переводу Вашего текста на русский.
 
posted by [identity profile] raf-sh.livejournal.com at 08:12pm on 15/01/2019
Надо же, как Вы оригинально мыслите, мне такое и в голову бы не пришло. Выражаю своё восхищение!
 
posted by [identity profile] niktoinikak.livejournal.com at 08:16pm on 15/01/2019
Гений творит бессознательно! Вы - гений! А я всего лишь скромный разьяснитель для непонимающих. Оригинальности у меня, увы, ни на грош.

January

SunMonTueWedThuFriSat
        1
 
2
 
3
 
4
 
5 6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13 14 15 16 17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30
 
31