90 лет назад, 12 декабря 1927 года, Николай Константинович Кольцов выступил с пленарным докладом на 3-ем Всесоюзном съезде зоологов, анатомов и гистологов в Ленинграде. Доклад назывался "Физико-химические основы морфологии". В числе прочих интересных вещей Кольцов сказал, что поскольку разнообразие теоретически возможных композиций белковых молекул астрономически велико, вероятность правильного синтеза новой белковой молекулы без наличия какой-то "руководящей и направляющей силы" (Кольцов назвал ее матрицей) неотличима от нуля. Т.е., новая молекула белка должна "печататься" на матрице, которой служит уже существующая молекула белка. Т.е., молекулы могут размножаться и таким образом передавать наследственную информацию в клетках и организмах. Эта гипотеза была одним из самых гениальных озарений в истории биологии. Неправильная в важных деталях (на самом деле матрично реплицируются молекулы ДНК, а не белков, но про ДНК в 1927 году не знали почти ничего, а про белки тоже не очень много) она, тем не менее, положила начало новой науке - молекулярной биологии. Молекулярная биология, в свою очередь, в значительной степени сделала нынешний мир и нашу жизнь в нём такими, какими мы их знаем.
Через четыре месяца после этого доклада в Чикаго родился Джим Уотсон. Еще через 25 лет Уотсон вместе с товарищами и не товарищами открыл двухспиральную структуру ДНК, которая позволила понять, как именно происходит репликация. Информационных каналов от Кольцова к Уотсону было много, обычно упоминают Тимофеева-Ресовского и Дельбрюка. Мне же кажется, что большую роль мог сыграть Герман Мёллер, который в 1933-1937 гг. работал в институте Кольцова в Москве, а в конце 40-х был профессором в Университете Индианы, где Уотсон был аспирантом в соседней лаборатории. Возможно, про Мёллера не любят вспоминать, потому что он был коммунистом и евгеником, но это уже другая история...
(no subject)
(no subject)
(no subject)
Ха, так ведь и Кольцов был евгеником - и даже председателем Русского евгенического общества! Там у меня из поста есть ссылка на текст его речи на заседании Общества, и, надо сказать, его суждение о человеческой природе не менее здраво, чем его матричная гипотеза. Судя по всему, он был фигурой, примечательной во многих отношениях. Не знаете, удосужился ли кто-нибудь написать его биографию?
Насчет же путей распространения просвещения не берусь судить, но думаю, прямого влияния все же не было - именно потому, что Кольцов говорил о белке.
(no subject)
С прямым влиянием - это отчасти семантический вопрос, но Дельбрюк безусловно повлиял на Уотсона, Тимофеев-Ресовский - на Дельбрюка, и т.д. Я думаю, что Мёллер тоже существенно повлиял на Уотсона.
Недавно я узнал, что эпигенетику тоже Кольцов придумал (или, по крайней мере, слово "эпигенетика" ;)
(no subject)
(no subject)