riftsh: (Default)
Add MemoryShare This Entry

В апреле 2008 года уважаемые юзеры bbb и cema поинтересовались как простуда связана с переохлаждением организма (как раз тогда был объяснен один из механизмов корреляции риска заболеть гриппом с холодной погодой).

Восемь долгих лет неустанного труда потребовалось ученым, чтобы удовлетворить любопытство моих достопочтенных френдов. Сегодня, наконец, ответ опубликован в PNAS: благодаря особенностям поведения рибонуклеазы L, важного компонента нашей имунной системы, при 37°C в носовой полости вызывающие простуду риновирусы чувствуют себя неважно, зато при понижении этой температуры всего на 2-3 градуса начинают размножаться как кролики. Практическое значение этого открытия очевидно: при наличии вирусов в окружающей среде вероятность простудиться обратно пропорциональна температуре этой самой среды.

Не то чтобы эта информация была совсем неожиданной. В одном из довольно давно известных трактатов Вавилонского Талмуда говорится от имени рабби Ханины: "Всё ниспослано нам с Небес, кроме холодных сквозняков, как написано - холодные сквозняки на пути упрямого, тот, кто бережет свою душу, должен держаться от них подальше [...] Это связано с выделениями из носа и ушей, в больших количествах они вредны" (Бава Меция, 107б). Есть и другие авторитетные высказывания на эту тему в самых разных культурах. И на протяжении пары тысяч лет люди, в большинстве своем, это осознавали. Но вот пришел 20 век, и стал амебой человек.© Ученые решили, что они всё понимают и, поскольку, как связать простуды с температурой они не знали, то просто объявили, что никакой связи нет. Само по себе это не удивительно, ученые поступали подобным образом сплошь и рядом. Удивительно то, что огромное число людей им поверило. Вопреки всем очевидным эмпирическим данным, вопреки собственному опыту, вопреки здравому смыслу. Мне кажется, что это один из самых ярких примеров бездумного научного фидеизма. Интересно, сколько времени займет переубеждение трудящихся в обратную сторону?

Ссылка:
Ellen F. Foxman, James A. Storer, Kiran Vanaja, Andre Levchenko, and Akiko Iwasaki
Two interferon-independent double-stranded RNA-induced host defense strategies suppress the common cold virus at warm temperature
PNAS 2016; doi: 10.1073/pnas.1601942113
There are 26 comments on this entry. (Reply.)
 
posted by [identity profile] bbb.livejournal.com at 05:19am on 12/07/2016
Спасибо! Сразу вспомнилась история цинги - как сперва не умели с ней бороться, потом эмпирически научились бороться с ней, но ученые авторитетно объяснили, что это все лажа.
 
posted by [identity profile] riftsh.livejournal.com at 05:25am on 12/07/2016
Да и сейчас объясняют про всё, чего не понимают.
 
posted by [identity profile] idelsong.livejournal.com at 06:05am on 12/07/2016
Но все-таки про риновирусы я читал несколько лет назад, если не 10.
 
posted by [identity profile] riftsh.livejournal.com at 05:17pm on 12/07/2016
Да литературы есть много за последних несколько лет, но причинно-следственная связь для этого механизма показана впервые.
 
posted by [identity profile] phyloxena.livejournal.com at 08:10am on 12/07/2016
Прекрасно.
 
posted by [identity profile] riftsh.livejournal.com at 05:18pm on 12/07/2016
Не сидите на сквозняке ;)
 
posted by [identity profile] gurzo.livejournal.com at 03:40am on 09/08/2016
Угу (http://www.kulichki.com/poems/Poets/aa/Rus/aa_3.html),
       угу-угу.

 
posted by [identity profile] riftsh.livejournal.com at 03:54am on 09/08/2016
именно!

(учебный материал усвоен;)
 
posted by [identity profile] gurzo.livejournal.com at 03:49am on 09/08/2016
Кстати (http://www.bbc.com/russian/science/2015/04/150428_vert_fut_dos_and_donts_for_common_colds?ocid)?
 
posted by [identity profile] riftsh.livejournal.com at 03:56am on 09/08/2016
"Вся информация, содержащаяся в настоящей статье, приводится исключительно для общего сведения и не может рассматриваться как альтернатива" ;)
 
posted by [identity profile] arktal.livejournal.com at 09:09am on 12/07/2016
интересная приписка: "при наличии вирусов в окружающей среде " Как я понимаю, в окружающей среде всегда есть вирусы, если только это не среда автоклава. ))) Есть, наверное, какой-то оптимум, выше которого есть опасность заболеть и без сквозняков?
 
posted by [identity profile] riftsh.livejournal.com at 05:20pm on 12/07/2016
Да, конечно это очень многофакторная и вероятностная картинка, т.е., можно заболеть без сквозняка, как и не заболеть со сквозняком.
 
posted by [identity profile] egovoru.livejournal.com at 11:31am on 12/07/2016
"просто объявили, что никакой связи нет"

Ой, разве объявили? Насколько я помню, всегда и везде было говорено, что опасность гриппа и вирусных ОРЗ резко повышается в холодный сезон. Декларация же отсутствия связи мне никогда не попадалась - так что хотелось бы посмотреть на конкретный пример такой декларации ;)
 
posted by [identity profile] yucca.livejournal.com at 02:36pm on 12/07/2016
Говорили, что это оттого, что зимой все толпятся вместе в помещении.
 
posted by [identity profile] riftsh.livejournal.com at 05:40pm on 12/07/2016
говорили, вот чуть ниже подтверждение ;)
 
posted by [identity profile] riftsh.livejournal.com at 05:35pm on 12/07/2016
Не просто "объявили" (т.е., однократно), а объявляли настойчиво, десятилетиями, настолько, что это прочно впечаталось в народное сознание.

Вот первый попавшийся, но очень типичный пример из Гугла. Это популярная статья из популярного журнала (Working Mother, Nov 1986, p.138), написанная профессиональным популяризатором медицинской науки (Maryann Napoli, editor of "Health Facts", associate director of the Center for Medical Consumers and Health Care Information):

Common cold: dispelling the myths.

Kiss a person with a cold, walk in the winter rain without boots. sit in a draft, drink from the same cup as someone who has a cold, go out in freezing weather without sufficient clothing - all are guaranteed ways to catch a cold, right? Wrong.
...

A cold cannot develop without an infecting organism. This means that getting a chill, going out with damp hair or having other exposures to cold weather do not increase vulnerability to a virus, nor do they activate one that may be dormant. Temperature seems to play a role since there is a higher incidence of viral illness during cold weather. This has been attributed largely to the fact that in cooler weather, people tend to spend more time indoors in closer contact, providing more opportunities for passing around a cold virus. However, it appears that cool weather merely coincides with other factors, like humidity, which could be more important.
 
posted by [identity profile] riftsh.livejournal.com at 06:29am on 24/07/2016
... и продолжают объявлять - http://riftsh.livejournal.com/240136.html?thread=1741320#t1741320
 
posted by [identity profile] amigofriend.livejournal.com at 09:50pm on 12/07/2016
Кстати, спасибо что держите нас в курсе этих эпохальных developments!
 
posted by [identity profile] riftsh.livejournal.com at 03:36am on 13/07/2016
Должен же кто-то быть умом, честью и совестью летописцем нашей эпохи
 
posted by [identity profile] leechka-haifa.livejournal.com at 06:03am on 14/07/2016
вообще-то есть еще одно объяснение - в духе науки - любой стресс (а промоченные ноги, сквозняки, дожди и сильные ветры - это стресс для большинства людей) угнетает имунную систему (все ее составляющие)
значит организм и не может успешно сражаться с "чужими" риновирусами (заражение) или подавлять "свои", которые живут в носоглотке у многих людей
и еще можно найти объяснения в духе науки :)

так что слова "с т. зрения науки нет связи между холодной/дождливой погодой и простудами" ... неверны
 
posted by [identity profile] riftsh.livejournal.com at 11:08pm on 22/07/2016
Да, и стресс, и прямое влияние температуры на имунную систему - тоже важные факторы.
 
posted by [identity profile] avva.livejournal.com at 10:28pm on 22/07/2016
Интересная статья, спасибо, но ключевой вопрос остается не вполне понятным. В статье ничего не говорится о холодной погоде - возможно, из-за скромности авторов, но, может, и потому, что утверждать такую причинно-следственную связь они сочли бы преждевременным? Если, как пишут авторы,

Most strains of rhinovirus (RV), the common cold virus, replicate better at cool temperatures found in the nasal cavity (33–35°C) than at lung temperature (37°C).

и я это понял, как утверждение об обычной температуре в носовой полости *вообще говоря*, а не при холодной погоде. Понятно, что даже в теплой комнате температура воздуха обычно сильно ниже 37 градусов, и вполне можно представить, что этот перепад и отвечает за температуру в 33-35 градусов в носовой полости. Беглый поиск это вроде бы подтверждает, см. https://microbewiki.kenyon.edu/index.php/Nasal_passageway#Physical_Conditions_of_the_Nasal_Passageway

С другой стороны, если я выйду на улицу зимой в холодный ветер, какая у меня будет температура в носовой полости?

- может, еще меньше, чем 33-35 градусов, но тогда данные статьи оказываются не очень релевантными: возможно, механизмы, измеренные ими при 33-35 и 37 градусов, работают иначе при 30 градусах, или способность самого вируса размножаться в этих условиях значительно меняется;
- может, наоборот, механизм подогрева вдыхаемого воздуха настолько эффективен, что даже на холодном ветру внутри носовой полости сохраняется та же температура, но это значит, что статья не стремится объяснить влияние температуры воздуха на вероятность заболеть простудой.

Что вы думаете об этом? Если я что-то совсем неправильно понял, объясните, пожалуйста.
 
posted by [identity profile] riftsh.livejournal.com at 11:23pm on 22/07/2016
Что думают авторы, как раз известно - Акико Ивасаки давала интервью и после выхода предыдущей ее статьи на эту тему полтора года назад, и сейчас:

Iwasaki’s advice for the cold months? “Preventing the cold air from lowering the temperature in the nose is a good thing,” she says. That amounts to bundling up and covering your nose with a scarf, or the like. (2015)

She [Iwasaki] explains: “When you inhale the cooler air, you actually cool the airway of the inside of the nose, and this is not what we have evolved to deal with. So the virus has found a nice home to replicate.” (2016)

Действительно, в работе сделаны только две температурные точки. Можно предположить, что обнаруженные там температурные зависимости нелинейны, но предполагать, что они немонотонны, никаких особых оснований нет.

Про улицу и зиму важно также и то, что зимой сами вирусы более устойчивы до попадания в носовую полость (ссылка в начале записи, там больше двух температурных точек).
 
posted by [identity profile] avva.livejournal.com at 11:29pm on 22/07/2016
Спасибо!
 
posted by [identity profile] avva.livejournal.com at 03:54pm on 23/07/2016
Вот этот автор не согласен еще, что эта статья указывает на причинно-следственную связь между холодной температурой и шансами заболеть:
http://www.nytimes.com/2016/07/19/upshot/repeat-after-me-cold-does-not-increase-odds-of-catching-cold.html
 
posted by [identity profile] riftsh.livejournal.com at 04:44am on 24/07/2016
Ни залихватским тоном, ни подбором аргументов эта статья симпатий не вызывает. Например, понятно, какую роль в риске простуды играют индивидуальные и межгрупповые вариации. Так, люди, живущие в тяжелых условиях, имеют более выраженный иммунный ответ и более высокую адаптируемость. Поэтому, заключенные техасских тюрем могут быть приемлемой моделью для солдат действующей армии в полевых условиях (для чего эксперимент видимо и проводился в 1968 году), но абсолютно непригодны как модель для городских школьников или населения в целом.

Многие интересные исследования последних лет проливают свет на конкретные механизмы, но ситуация в целом довольно простая и не требует дорогостоящих экспериментов для ее понимания: есть универсальная и очень сильная корреляция между простудами и температурой воздуха (важно также, что для нереспираторно передающихся вирусов температурная зависимость намного слабее или отсутствует). Вопрос: есть ли между ними причинно-следственная связь? Ответы: весьма вероятно, что есть, и крайне маловероятно, что нет (здесь это два разных ответа, что тоже важно).

April

SunMonTueWedThuFriSat
      1 2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19 20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30