riftsh: (Default)
Add MemoryShare This Entry
начало

Про семью отца Мандельштама до сих пор было известно тоже совсем немного – несколько фраз в “Шуме времени”, фрагментарные воспоминания Е.Э.Мандельштама (НМ, 1995, № 10) и короткое описание во “Второй книге” Н.Я.Мандельштам случайной встречи в Ялте с дальними родственниками, у которых оказалось подробное генеалогическое дерево Мандельштамов (глава “Блудный сын”, часть VII, “Родословная”). В середине 80х Р.Д.Тименчик искал информацию о предках Мандельштама в рижских архивах, но нашел только имена и возраст деда и бабушки в материалах переписи 1897 года (Даугава, 1988, № 2). Сам ОМ не знал даже отчества своего деда (“Вторая книга”), а НЯ там же предположила, что “дед, очевидно, принадлежал к самой захудалой ветви этой большой и явно способной семьи”. Новые находки показывают, что это было не так.

В местечке Ново-Жагоры Шавельского уезда жили многие десятки Мандельштамов, не исключено, что все носители этой фамилии происходят оттуда. В доступных документах (а оцифровано еще далеко не все) мы первый раз встречаем прадеда поэта, Зунделя Лейбовича Мандельштама (родился в 1795 году) в жагорском списке плательщиков свечного сбора (налог на содержание еврейских школ) от мая 1846 года. В списке есть графа о материальном положении, и Зундель Мандельштам числится в ней “состоятельным”, в то время, как большинство остальных Мандельштамов “малосостоятельные” или “бедные”. То есть, версия о “самой захудалой ветви” ошибочна.

Очень интересен “моментальный снимок” семьи из ревизской сказки от 26 мая 1858 года. В одном доме в Жагорах живут Зундель, сын Лейба, глава семьи, его жена (и прабабушка ОМ) Го(л?)да, дочь Хацкеля (родилась в 1799), и три их сына с женами и детьми:

Лейб (р.1816), Шейна, дочь Ноаха (1816), Хацкель (1838), Иосель (1841), Эте (1849);

Мендель (1826), Сора, дочь Давида (1827), Гинде (1846), Песя (1849), Лея (1852), Давид (1855), Мовша (1856);

Вениамин (1831), Мере, дочь Абрама (1832), Лейб (1854) – дедушка и бабушка ОМ и их старший сын.

Четвертый сын Зунделя, Хацкель (1838), умер подростком в 1853 году. Дочери Зунделя, если они были, жили, очевидно, в семьях своих мужей.

В числе прочего, эта запись помогает прояснить возраст отца ОМ. О.Лекманов в жзловской биографии пишет: “Отец Мандельштама Эмиль (Хацкель) Вениаминович родился в 1852 году, если верить аттестату Динабургской ремесленной управы, или в 1856 году, если положиться на память Евгения Мандельштама”. Сейчас мы видим, что, если наша запись оцифрована без ошибок, обе даты неправильны – в мае 1858 года Хацкеля еще не было. Поскольку, фальсификация возраста среди российских евреев была довольно распространенным явлением (в основном, чтобы избежать призыва в армию), логично предположить, что Хацкель, родившийся после 1858 г., в какой-то момент прибавил себе энное количество лет, чтобы оказаться в постпризывном возрасте. Не исключено, что по этой же причине он в 14 лет уехал в Берлин (“Все донельзя отвлеченно, замысловато и схематично. Четырнадцатилетний мальчик, которого натаскивали на раввина и запрещали читать светские книги, бежит в Берлин, попадает в высшую талмудическую школу, где собрались такие же упрямые, рассудочные, в глухих местечках метившие в гении юноши” - “Шум времени”). И, если возраст действительно был завышен, снимается вопрос об очень необычно позднем браке (33 или 37 лет).

Из других архивных записей мы узнаем, что в 1885 году семья Вениамина жила в Риге. В 1900 Вениамин получает паспорт, в записи указан рижский адрес: “ул. Ключевая д.6” (“До сих пор помню, как меня обдало этим приторным еврейским запахом в деревянном доме на Ключевой улице, в немецкой Риге, у дедушки и бабушки” - ШВ), и профессия - купец. Младший сын Вениамина, Гирш (р.1868), и его жена Мина (дядя и тетя ОМ) живут в Риге по адресу Мариинская 29. По указанной профессии, Гирш – перчаточник, также как и его брат Эмиль. (“У деда в Риге жил родной брат, вполне благополучный коммерсант” - Вторая книга).


продолжение следует
There are 33 comments on this entry. (Reply.)
 
posted by [identity profile] ubeschur.livejournal.com at 06:08am on 05/01/2011
Спасибо) чрезвычайно интересно
 
posted by [identity profile] riftsh.livejournal.com at 09:13pm on 05/01/2011
спасибо!
 
posted by [identity profile] alber.livejournal.com at 07:47am on 05/01/2011
Да, и правда очень)
 
posted by [identity profile] riftsh.livejournal.com at 09:13pm on 05/01/2011
стараемся ;
 
posted by [identity profile] o-proskurin.livejournal.com at 08:12am on 05/01/2011
Присоединяюсь к вышесказанному.
 
posted by [identity profile] riftsh.livejournal.com at 09:13pm on 05/01/2011
спасибо!
 
posted by [identity profile] alik-manov.livejournal.com at 08:17am on 05/01/2011
+ 1
 
posted by [identity profile] riftsh.livejournal.com at 09:14pm on 05/01/2011
готовьте 4е издание ;)
 
posted by [identity profile] in-b.livejournal.com at 08:32am on 05/01/2011
как много нам открытий!:))
 
posted by [identity profile] riftsh.livejournal.com at 09:15pm on 05/01/2011
спасибо
 
posted by [identity profile] al-2006.livejournal.com at 02:08pm on 05/01/2011
Спасибо, очень интересно!
А с Львом Иосифовичем Мандельштамом (1819-1889), "первым евреем-студентом в России", дед или отец ОМ как-то связаны? Или они просто земляки и однофамильцы?
 
posted by [identity profile] riftsh.livejournal.com at 09:16pm on 05/01/2011
Почти наверняка родственники. В семье часто встречается всего около десятка мужских имен, и Лев и Иосиф входят в это число.
 
posted by [identity profile] starshoj.livejournal.com at 02:58pm on 05/01/2011
Я всегда подозревал, что два великих цоветскиз медицинских светила (кардиолог и гинеколог), братья Мандельштамы, утверждавшие, что они поэту дальние родственники, делали это иа страха, а на самом деле были его родными братьями. Что Вы думаете по этому поводу.
 
posted by [identity profile] riftsh.livejournal.com at 09:22pm on 05/01/2011
Не родные братья точно (у родителей ОМ было только три сына), но родственники: "В ленинградском медицинском мире почетное место заняли мои сверстники и тоже Эмильевичи — два брата Мориц и Александр Мандельштамы" (Е.Э.Мандельштам, Воспоминания, Новый Мир, 1995, №10)
 
posted by [identity profile] starshoj.livejournal.com at 12:17am on 06/01/2011
Спасибо. Просто я помню, как А.Э. и егио сын Володя (тоже гинеколог) всегда всегда колебались, когда их иб этом спрашивали
 
posted by [identity profile] lucas-v-leyden.livejournal.com at 07:29pm on 05/01/2011
Восхищен
 
posted by [identity profile] riftsh.livejournal.com at 09:23pm on 05/01/2011
спасибо!
 
posted by [identity profile] burrru.livejournal.com at 09:48pm on 05/01/2011
Спасибо! Невероятно интересно.
 
posted by [identity profile] riftsh.livejournal.com at 12:25am on 07/01/2011
спасибо
 
posted by [identity profile] lkitross.livejournal.com at 05:47am on 06/01/2011
Может, Вы сможете ответить на мучающий меня вопрос? Я написал в Википедии статьи Берлинская раввинская семинария (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B5%D1%80%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B2%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D1%81%D0%B5%D0%BC%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%B8%D1%8F) и Гильдесхаймер, Азриэль (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%B4%D0%B5%D1%81%D1%85%D0%B0%D0%B9%D0%BC%D0%B5%D1%80,_%D0%90%D0%B7%D1%80%D0%B8%D1%8D%D0%BB%D1%8C) ("хорошая статья"). В статье про семинарию есть список известных учеников. Теперь, в "Шуме времени" ОМ упоминает, что его отец учился в Высшей талмудической школе в Берлине. Но это может быть как семинария Гильдесхаймера, так и Высшая школа иудаизма (http://he.wikipedia.org/wiki/%D7%91%D7%99%D7%AA_%D7%94%D7%9E%D7%93%D7%A8%D7%A9_%D7%94%D7%92%D7%91%D7%95%D7%94_%D7%9C%D7%9C%D7%99%D7%9E%D7%95%D7%93%D7%99_%D7%99%D7%94%D7%93%D7%95%D7%AA) Гайгера.
По совету [livejournal.com profile] siegmund_kafka написал в Институт Лео Бека (http://www.lbi.org/), но что-то мне подсказывает, что ответа не будет. Вашу заметку указал мне [livejournal.com profile] burrru.
Может, Вы можете ответить, или помочь найти онлайн архивы, или имеете знакомых в том Институте? Очень хочется вписать ценную инфу, связывающую ОА и Гильдесхаймера!
 
posted by [identity profile] riftsh.livejournal.com at 12:38am on 07/01/2011
Про то, какое это было учебное заведение, ничего кроме процитированной фразы не известно, но очевидно, что это не была семинария Гильдесхаймера. В нее принимали только выпускников гимназий, отец Мандельштама в гимназии вообще не учился и никак не мог быть выпускником в 14 лет. В Берлине того времени было 15 религиозных школ, т.е., вариантов много.
 
Спасибо, убедительно.
 
posted by [identity profile] kot-shred.livejournal.com at 06:56am on 06/01/2011
спасибо, и буду ждать продолжения
 
posted by [identity profile] riftsh.livejournal.com at 12:38am on 07/01/2011
спасибо
 
posted by [identity profile] ormer-fidler.livejournal.com at 07:33pm on 06/01/2011
Жагоры эти, видать, известное место... Там не только Мандельштамы жили:

http://gubernia.pskovregion.org/number_408/05.php
 
posted by [identity profile] riftsh.livejournal.com at 12:44am on 07/01/2011
О да, известны, главным образом, благодаря третьему уроженцу
 
posted by [identity profile] ormer-fidler.livejournal.com at 01:03am on 07/01/2011
Йо, йо... Ци фун Лите, ци фун Жамет, ци а банкир, ци а меламед...
 
posted by [identity profile] riftsh.livejournal.com at 01:53am on 07/01/2011
Вы меня не перестаете поражать. Остается только вслед за японским профессором воскликнуть: "Та ні, фарштейт багато!" (Перевод "Вербы" на идиш не очень известен, я думаю, что человек 10 в сегодняшнем мире могли бы уместно процитировать эту строчку).
 
posted by [identity profile] ormer-fidler.livejournal.com at 01:00pm on 07/01/2011
я польщён :)))
это у меня просто такая дурацкая память -- в ней намертво застревают всякие такие вот случайно проплывавшие когда-то мимо щепки, а Систематических Знаний отродясь не водилось... но приятно, когда щепку удаётся извлечь к удовольствию собеседника!
 
posted by [identity profile] riftsh.livejournal.com at 05:49pm on 07/01/2011
К большому удовольствию! Я вот только что обнаружил дополнительную пикантность ситуации: Гугл находит три копии этого текста в интернете, одна из которых была помещена мной сколько-то лет назад. Так что, с учетом моих абсолютно аналогичных обстоятельств с С.З., я даже не знаю, что и думать...
 
posted by [identity profile] ormer-fidler.livejournal.com at 07:10pm on 07/01/2011
а не может ли быть так, что нам просто нравятся одни и те же тексты? :)
 
posted by [identity profile] riftsh.livejournal.com at 08:10pm on 07/01/2011
придется согласиться, хотя объяснение с привлечением телепатии звучало бы романтичнее.

С другой стороны, к позитивным аспектам Вашей версии можно отнести то, что у Щербакова есть еще шанс Вам понравиться ;
 
posted by [identity profile] ormer-fidler.livejournal.com at 08:39pm on 07/01/2011
да, я думал об этом :)

April

SunMonTueWedThuFriSat
      1 2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19 20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30